Культура безопасности АЭС: Человеческий фактор.

08.10.2017 [ English Version ]

[ Статьи по ВСР ] [ Диагностический инструментарий ] [ Литература по ВСР ] [ Об авторе ] [ Песни ] [ Фотоальбомы ] [ Стихи для внучек ]

  • Машин В.А. Фокус-группа: Методы предупреждения ошибок в работе персонала АЭС // Миссия технической поддержки ВАО АЭС – МЦ на Кольской АЭС, 02-06 октября 2017.
    Презентация для проведения фокус-группы


  • Машин В.А. Культура безопасности: Система учета человеческого фактора // Электрические станции, 2017. № 8, с. 11-22 Статья

    В данной статье, на примере анализа аварии на АЭС Три-Майл-Айленд (28 марта 1979 год), рассмотрена важная роль системы учета человеческого фактора в формировании и поддержании высокой культуры безопасности при эксплуатации АЭС. Вопросы учета человеческого фактора рассмотрены на многочисленных примерах нарушений требований эргономики при проектировании блочного щита управления АЭС, разработки эксплуатационных процедур и проведении обучения и лицензирования операторов, сыгравших ключевую роль в этой аварии. Перечислены недостатки требований, методов и принципов существовавшей системы учета человеческого фактора, которые привели к тому, что незначительный инцидент перерос в крупную аварию. Делается вывод, что невозможно достичь высокой культуры безопасности АЭС при низкой культуре регулирующих органов, проектирующих организаций и эксплуатирующих компаний в области учета человеческого фактора.
    Ключевые слова: культура безопасности, человеческий фактор, эргономика, регулирующий орган, проектирующая организация, эксплуатирующая компания, авария на АЭС Три-Майл-Айленд.

  • Машин В.А. Культура безопасности: Система учета опыта эксплуатации // Электрические станции, 2017. № 7, с. 2-13. Статья

    В данной статье, на примере анализа аварии на АЭС Три-Майл-Айленд (28 марта 1979 год), рассмотрена важная роль системы учета опыта эксплуатации в формировании и поддержании высокой культуры безопасности при эксплуатации АЭС. Учет опыта эксплуатации рассмотрен на уровне регулирующего органа, проектирующей организации и эксплуатирующей компании при анализе ими многочисленных событий-предвестников этой аварии. Перечислены недостатки требований, методов и принципов существовавшей системы учета опыта эксплуатации, которые не позволили предупредить и минимизировать последствия аварии. Делается вывод, что невозможно достичь высокой культуры безопасности АЭС при низкой культуре регулирующих органов, проектирующих организаций и эксплуатирующих компаний в области учета опыта эксплуатации.
    Ключевые слова: культура безопасности, опыт эксплуатации, регулирующий орган, проектирующая организация, эксплуатирующая компания, авария на АЭС Три-Майл-Айленд.

  • Машин В.А. Культура безопасности: Предотвращение ошибок персонала и минимизация их последствий // Миссия технической поддержки ВАО АЭС – МЦ на Хмельницкой АЭС (Украина), 21-25 ноября 2016.
    Презентация


  • Машин В.А. Предложения по интегрированию культуры безопасности в систему управления Корпорации и ее филиалов. 2016. Пример программы формирования и развития культуры безопасности


  • Машин В.А. Культура безопасности: Вопросы контроля и надзора // Электрические станции, 2016. № 9. Статья

    В данной статье, на примере анализа аварии с возникновением критичности в ходе выполнения работ на радиохимическом заводе компании JCO (Япония, 1999 год), рассмотрена важная роль внешнего и внутреннего контроля и надзора за обеспечением ядерной безопасности, за формированием и поддержанием должной культуры ядерной безопасности. Роль внешнего и внутреннего контроля и надзора изучена на стадиях лицензирования и выполнения работ, в ходе определения необходимых требований, методов и принципов обеспечения безопасности, отражения их в производственных документах, доведения до персонала и соблюдения при выполнении работ. Делается вывод, что невозможно достичь высокой культуры ядерной безопасности при низкой культуре контроля и надзора ядерной безопасностью.
    Ключевые слова: культура ядерной безопасности, регулирующий орган, контроль и надзор, авария с возникновением критичности, JCO, Токаймару, Кайдзен, нормализация отклонений.

    К 30 летию аварии на Чернобыльской АЭС

  • МАГАТЭ Итоговый доклад о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле. Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности. Серия изданий по безопасности № 75-INSAG-1. Вена, 1988.
    INSAG-1


  • Машин В.А. Культура безопасности: Система обеспечения надежности человеческого фактора // Семинар «Концепция культуры безопасности на предприятиях атомной отрасли». 1-5 февраля 2016. ЦИПК, г. Обнинск.
    Презентация


  • Машин В.А. Современные приципы формирования и развития культуры безопасности //Материал для Международной конференции по человеческим и организационным аспектам обеспечения ядерной безопасности: К 30 летию исследований культуры безопасности. МАГАТЭ, Вена, Австрия. 22–26 февраля 2016 года.
    Постер (на английском)


  • Машин В.А. Основы формирования и развития культуры безопасности: ТМП подход. ПАО «Машиностроительный завод» Топливной компании Росатома «ТВЭЛ». г. Электросталь, 14-15 декабря 2015 г.
    Презентация


  • Машин В.А. Формирование и развитие культуры безопасности на атомных станциях // Электрические станции, 2016. № 8. Статья

    В данной статье рассмотрен подход к формированию и развитию культуры безопасности на основе Требований, Методов и Принципов (ТМП), которые должны быть определены и поддерживаться в рамках процессов обеспечения безопасности интегрированной системы менеджмента организации. Формирование и развитие культуры безопасности представлено в виде процесса постоянного совершенствования выполнения ТМП с возможностью оценки отдельных его стадий: планирования, организации, выполнения, контроля и коррекции. Определяя и поддерживая выполнение всем персоналом требований, методов и принципов безопасности, мы обеспечиваем, таким образом, формирование необходимых ценностей, отношений, представлений и убеждений, отвечающих сильной культуре безопасности.
    Ключевые слова: культура безопасности, интегрированная система менеджмента, процессный подход, система менеджмента качества, система экологического менеджмента, система безопасности труда и охраны здоровья, система учета опыта эксплуатации, система обеспечения надежности человека, Чернобыльская авария.

  • Машин В.А. Вопросы культуры безопасности на стадии строительства АЭС. IV Международная летняя школа «Культура безопасности». ГК «Росатом»; МАГАТЭ; ЦИПК, ГК «Росатом». Санкт-Петербург, 09 июля 2015 г.
    Презентация


  • Машин В.А. Культуры безопасности: Принципы анализа и предупреждения событий на АЭС. IV Международная летняя школа «Культура безопасности». ГК «Росатом»; МАГАТЭ; ЦИПК, ГК «Росатом». Санкт-Петербург, 06 июля 2015 г.
    Презентация


  • Машин В.А. Культура безопасности: Принципы анализа событий на АЭС // Электрические станции, 2015. № 9. Cтатья

    В данной статье рассмотрены принципы анализа событий на АЭС, которые являются важным инструментом для формирования и поддержания надлежащей культуры безопасности в организации. Основное внимание уделяется пониманию природы ошибки человека. Обосновывается подход к анализу ошибок, которые базируется на факторах, которые способствуют неверным действиям человека. На примере реальных событий разбираются ограничения причинно-следственных отношений к ошибке человека, которые служат основой для поиска и устранения ее коренных причин. Представлена таксономия факторов, способствующих ошибкам человека. Рассмотрены основные стратегии для уменьшения и перехвата ошибок человека, а также для повышения устойчивости систем и оборудования к событиям, вызванным ошибками человека.
    Ключевые слова: культура безопасности, ошибка человека, анализ событий, коренная причина, способствующие факторы, стратегии предупреждения событий.

  • Машин В.А. Вопросы культуры безопасности при строительстве АЭС // Электрические станции, 2016. № 4. Статья

    В данной статье рассмотрена процессная модель системы управления безопасностью, обеспечивающая формирование и развитие надлежащего уровня культуры безопасности на всех этапах жизненного цикла АЭС. Инструментами формирования и развития надлежащего уровня культуры безопасности выступают процессы системы управления безопасностью: система менеджмента качества, система менеджмента рисками, система учета опыта эксплуатации, система повышения надежности деятельности человека. С позиций методологии PDCA дана характеристика стадиям планирования, организации, реализации, контроля и коррекции процессов системы управления безопасностью. Используя предложенную модель системы управления безопасностью, рассмотрены проблемы обеспечения качества и безопасности при строительстве АЭС Олкилуото-3 и соответствующие вопросы культуры безопасности.
    Ключевые слова: культура безопасности, система управления безопасностью, система менеджмента качества, система менеджмента рисками, система учета опыта эксплуатации, система повышения надежности деятельности человека.

  • Машин В.А. Формирование и развитие Культуры безопасности в ядерной области // Встреча по обмену опытом и развитию сотрудничества с RINPO (КНР), 20.05.2015. Обнинск, 2015.
    Презентация


  • Машин В.А. Метод анализа и предупреждения ошибок и событий, вызванных действиями человека // Встреча по обмену опытом и развитию сотрудничества с RINPO (КНР), 20.05.2015. Обнинск, 2015.
    Презентация


  • Машин В.А. Система психофизиологического обеспечения персонала АЭС // Встреча по обмену опытом и развитию сотрудничества с RINPO (КНР), 20.05.2015. Обнинск, 2015.
    Презентация


  • Машин В.А. Материалы для независимой оценки (аудита) и самооценки культуры безопасности: Система Управления Безопасностью Труда и Охраной Здоровья (БТиОЗ), Учет опыта эксплуатации, Повышение эффективности деятельности человека, Система менеджмента качества, Система экологического менеджмента. 2015.

    - Основные элементы культуры безопасности (Схема) Ред.3

    - Процесс учета опыта эксплуатации (Оглавление) Ред.1

    - Система управления безопасностью труда и охраной здоровья (Оглавление) Ред.1

    - Процесс повышения эффективности деятельности человека (Оглавление) Ред.1

    - Система менеджмента качества (Оглавление) Ред.1

    - Система экологического менеджмента (Оглавление) Ред. 1

    - Комплексная система менеджмента безопасности (Рисунок)


  • Машин В.А. Таксономия организационных и человеческих факторов, влияющих на выполнение производственной деятельности. Семинар «Анализ причин событий на АЭС и работа в комиссиях по расследованию причин событий на АЭС», 16 февраля – 20 февраля 2015 г. ЦИПК, Обнинск. Таблица. Таксономия способствующих факторов (23.09.2015)


  • Машин В.А. Таксономия способствующих факторов: Инструмент анализа и предупреждения ошибок и событий по вине человека. 2015. Оглавление

    Данный метод предназначен:
    1. инспекторам регулирующих органов для проведения независимого надзора на предприятии за подготовкой и исполнением работ с целью выявления факторов (индивидуальных и организационных), которые способствуют ошибкам и событиям по вине человека, а также для определения стратегий для их минимизации;
    2. руководителям всех звеньев предприятия для надзора, принятий решений, планирования, организации и проведения работ с целью выявления факторов (индивидуальных и организационных), которые способствуют ошибкам и событиям по вине человека, а также для определения мер для их минимизации;
    3. специалистам, выполняющим конкретные работы, для понимания факторов, которые способствуют совершению ими ошибок и возникновению событий, а также для определения оперативных мер для их минимизации;
    4. специалистам, расследующим причины событий, вызванных действиями человека, с целью выявления факторов (индивидуальных и организационных), которые способствуют ошибкам и событиям по вине человека, а также для определения стратегий для их минимизации.
    Данный метод анализа и предупреждения ошибок и событий, вызванных действиями человека, развивает следующие подходы:
    1. Инструмент для принятия решений в отношении ошибок технического обслуживания (MEDA, компания Боинг) (Boeing, 2003)
    2. Система анализа и классификации человеческого фактора - Техническое обслуживание и ремонт (HFACS-ME, ВМС США совместно с FAA, Федеральным управлением гражданской авиации США, и NASA, Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) (Naval Aviation, FAA, NASA, 2003)
    3. Система повышения надежности деятельности человека (HPI, Институт эксплуатации атомных электростанций США, INPO) (INPO, 2006)

  • Машин В.А. Инструменты развития и совершенствования культуры безопасности: Опыт эксплуатации. Справочный материал. 2014. Оглавление


  • Машин В.А. Инструменты развития и совершенствования культуры безопасности: Опыт эксплуатации (Базовый курс). 2014. Краткая программа курса


  • Машин В.А. Современный взгляд на развитие и совершенствование Культуры безопасности. Международная летняя школа «Культура безопасности: Практические методы управления». ЦИПК, ГК «Росатом». Санкт-Петербург, 30 июня – 04 июля 2014 г. Презентация

    Содержание
    1. Культура обеспечения безопасности
    2. Проблема аттитюдов безопасности
    3. Система управления безопасностью и обеспечение культуры
    3. Основные процессы Системы управления безопасностью и обеспечения культуры
    4. Культура статистического анализа на примере опросника оценки Культуры безопасности.

  • Машин В.А. Инструменты развития и совершенствования культуры безопасности: Повышение надежности деятельности человека (Базовый курс). 2014. Программа курса


  • Машин В.А. Культура справедливых отношений. Диаграмма ответственности. 16 апреля 2014. ЦИПК, Обнинск. Презентация

    Содержание
    1. Процесс обеспечения безопасности и его базовые компоненты.
    2. Культура справедливых отношений и Повышение надежности деятельности человека.
    3. Культура справедливых отношений и Опыт эксплуатации.
    4. Диаграмма определения ответственности и примеры неверных действий.

  • Машин В.А. Основы концепции развития и совершенствования Культуры безопасности в ГК «Росатом». IX Международный Форум-Диалог «Атомная Энергия, Общество, Безопасность». Москва, 10-11 апреля 2014. Презентация

    Содержание
    1. Современные принципы развития и совершенствования Культурой безопасности.
    2. Система управления безопасностью как инструмент формирования, поддержания и совершенствования Культуры безопасности.
    3. Роль опережающих индикаторов в контроле и оценке уровня Культуры безопасности.
    4. Стратегические цели развития и совершенствования Культуры безопасности.

  • Машин В.А. Современное понимание культуры безопасности АЭС (Стадия проектирования). Москва, 2014. Презентация

    Содержание
    I. Традиционный подход к концепции «Культуры безопасности». Основные итоги.
    II. Культура безопасности как эффективность процесса обеспечения безопасности.
    III. Кейс-стади: Авария на Чернобыльской АЭС и проект РБМК-1000, Программа многоразовых пилотируемых космических кораблей «Space Shuttle», Программа корабельных ядерных установок (США).

  • Машин В.А. Культура статистического анализа и безопасности. (2014) Рукопись статьи

    В данной статье обсуждаются вопросы корректности использования методов статистического анализа на примере оценки Комиссией по ядерному регулированию (NRC, США) валидности и надежности опросника культуры безопасности, разработанного Институтом по эксплуатации АЭС (США). Рассмотрены вопросы минимальной репрезентативной выборки для исследования, выбора статистических критериев на основе характера исследуемого признака и типа распределения, условий для использования метода главных компонент и метода главных факторов, проверки мультиколлинеарности между факторами, анализа коэффициентов корреляции, а также анализа выбросов. Подчеркивается важность понимания и правильного применения статистических методов на стадии планирования исследования, обработки данных и представления результатов.
    Ключевые слова: культура безопасности, опросник, валидность, надежность, статистический анализ.

  • Машин В.А. Современные основы концепции культуры безопасности. Электрические станции, 2014. № 10. С. 2-10. Статья

    В данной статье рассмотрены противоречия и недостатки, присущие существующей концепции Культуры безопасности, основы которой были изложены в 1991 году в докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ. Предложена новая концепция Культуры безопасности, которая базируется на процессе безопасности, охватывающим весь жизненный цикл объекта управления. Выделены основные стадии и элементы этого процесса, рассмотрено их содержание и взаимосвязь. Культура безопасности определяется как эффективность функционирования отдельных элементов и всего процесса в целом. Основные моменты предложенной концепции иллюстрируются на примере Чернобыльской аварии и Программы корабельных ядерных силовых установок США.
    Ключевые слова: культура безопасности, процесс безопасности, управление рисками, чернобыльская авария.

  • Машин В.А. Программа курса "Основы управления культурой безопасности", 2013. Оглавление

    Содержание
    1. Общая концепция культуры безопасности
    2. Методологические вопросы управления культурой безопасности
    3. Инструменты управления культурой безопасности
    4. Перечень Case-study

  • Машин В.А. Вопросы формирования, развития и оценки культуры безопасности АЭС. VIII Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: культура безопасности на объектах использования атомной энергии». Санкт-Петербург, 09-13 сентября 2013. Презентация

    Содержание
    I. Каким образом мы можем влиять на формирование и развитие Культуры безопасности, на нормы поведения, ценности и представления, отвечающие целям безопасности?
    II. Каким образом мы можем оценивать уровень развития Культуры безопасности на АЭС?

  • Машин В.А. Система управления безопасностью как инструмент формирования и развития культуры безопасности. Международная летняя школа «Культура безопасности: Практические методы управления». Санкт-Петербург, 01-05 июля 2013 г. Презентация

    Содержание
    Миф 1: Культура безопасности это процесс
    Миф 2: Развитие культуры безопасности через политику и обучение
    Миф 3: Безопасность имеет наивысший приоритет


  • Машин В.А. Комментарий к технической статье "Независимая оценка результатов анкетирования INPO по вопросам культуры безопасности и анализ конструктивной валидности". 05.07.2013 Independent Evaluation of INPO’s Nuclear Safety Culture Survey and Construct Validation Study. 2012. (Текст технической статьи доступен сайте NRC)

    Комментарии

    Выводы
    Использование статистических методов в исследованиях требует знания и учета их основных ограничений и допущений. Ключевые слова: АЭС, Опросник Культуры Безопасности, Факторный Анализ, Анализ Надежности, Критериальная Валидность, Ограничения и Допущения Статистических Методов.
    Сокращения:
    INPO (Institute of Nuclear Power Operations) - Институт по эксплуатации АЭС США.
    NRC (Nuclear Regulatory Commission) - Комиссия по ядерному регулированию США.

  • Машин В.А. Индикаторы приверженности руководителей принципам культуры безопасности на основе системы учета опыта эксплуатации. Миссия технической поддержки ВАО АЭС МЦ на Запорожской АЭС. 2-7 июня 2013 г. Презентация

    Содержание
    1. Культура безопасности: Система управления безопасностью
    2. Мониторинг эффективности системы управления безопасностью: Индикаторы
    3. Развитие культуры безопасности: Приверженность руководств
    4. Система учета опыта эксплуатации: Индикаторы приверженности руководства культуре безопасности

  • Машин В.А. Политика в области развития культуры безопасности на объектах использования атомной энергии. Проект. (24.04.2013) Политика. Проект

    Развитие культуры безопасности на основе системы менеджмента безопасности. Основные цели, задачи и требования. Ключевые слова: безопасность, система менеджмента безопасности (СМБ), надежность и эффективность деятельности человека, культура безопасности.

  • Машин В.А. Положение о «Системе менеджмента безопасности» в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Проект. (23.04.2013) Положение. Проект

    Система менеджмента безопасности обеспечивает повышение надежности и эффективности деятельности персонала, тем самым определяя развитие и совершенствование культуры безопасности организаций Росатома. Ключевые слова: безопасность, система менеджмента безопасности (СМБ), надежность и эффективность деятельности человека, культура безопасности, процесс обмена опытом эксплуатации, процесс улучшения работы персонала (HPI), индикаторы эффективности процесса и видов деятельности СМБ.

  • Машин В.А. Разработка корректирующих мероприятий по результатам расследования событий, значимых для безопасности и надежности предприятий потенциально опасного производства. Материалы к семинару, 11-15.03.2013. ЦИПК, г. Обнинск. Материалы к презентации

    Представлены рекомендации МАГАТЭ в области разработки программ корректирующих мер по событиям на АЭС. Приведены существенные характеристики корректирующих мер, описаны элементы эффективной программы корректирующих мер:

    1. Особое внимание основным причинам
    2. Выбор корректирующих мер
    3. Консервативное принятие решений по корректирующим мерам
    4. Реализация корректирующих мер
    5. Отслеживание эффективности корректирующих мер
    6. Не допускать повторения событий после реализации мер
    7. Добиваться общей приверженности при реализации мер
    8. Использование индикаторов для оценки реализации корректирующих мер

    Рассмотрены типы небезопасных действий человека, их источники и точки снижения безопасности для выработки корректирующих мер и определения их приоритетов.

    Ключевые слова: корректирующие меры, опыт эксплуатации (ОЭ), события низкого уровня, потенциальные события, предшественники ошибок, Культура справедливых отношений, опасности и риски, индикаторы эффективности.

  • Машин В.А. Система менеджмента безопасности: развитие и постоянное повышение культуры безопасности на предприятиях ядерного цикла. Электрические станции, 2014. № 3. С. 2-10. Статья

    Развитие и постоянное повышение культуры безопасности на предприятиях ядерного цикла должно опираться на создание системы менеджмента безопасности. В статье представлены основные требования, цели, задачи и принципы, элементы, а также виды деятельности и методы для обеспечения менеджмента безопасности. Особое внимание уделяется управлению производственными рисками, мониторингу, основанному на индикаторах безопасности деятельности, повышению эффективности деятельности человека для предупреждения и минимизации последствий его ошибок, инструментам для активного вовлечения персонала в процесс постоянного повышения эксплуатационной безопасности.
    Ключевые слова: культура безопасности, система менеджмента безопасности, индикаторы безопасности деятельности, управление рисками.

  • Машин В.А. Повышение эффективности деятельности персонала АЭС. Электрические станции, 2013. № 5. С. 2-10. Статья

    На сегодняшний день, для отечественной атомной отрасли актуальной стоит задача создания и реализации единой комплексной программы повышения надежности деятельности персонала. В данной статье изложена методология сокращения количества ошибок и нарушений в действиях человека, апробированная в атомной отрасли США и получившая название "Повышение эффективности деятельности человека" (Human Performance Improvement - HPI). Рассмотрены базовые принципы и модели HPI подхода, методы и инструменты для предупреждения неверных действий человека и снижения их последствий, а также общие вопросы внедрения HPI подхода на предприятиях атомной отрасли.
    Ключевые слова: эффективность деятельности человека, активные и латентные ошибки, предвестники ошибок, критические шаги, культура безопасности.

  • Машин В.А. Повышение эффективности деятельности человека в атомной энергетике. 2012. Материалы к презентации для совещания Главных инженеров атомных станций Концерна «Росэнергоатом» (10-13.04.2012)

    За последние 10 лет, число нарушений, связанных с ошибками персонала, остается в отрасли на одном уровне. Отсутствует общая корпоративная программа, поддерживаемая центральным аппаратом и побуждающая все станции к дальнейшему сокращению числа ошибок персонала.
    В данной презентации представлена методология сокращения числа ошибок персонала, которая строится на принципах программы "Повышения эффективности деятельности человека" - Human Performance Improvement (HPI). Данный подход, предложенный Институтом по эксплуатации атомных электростанций США (Institute of Nuclear Power Operations - INPO), построен на анализе природы человеческой деятельности и включает в себя широкий набор методов и инструментов, направленных на сокращение числа ошибок персонала.
    Ключевые слова: человеческая ошибка, повышение эффективности деятельности человека, принципы деятельности человека, предвестники ошибок, критические шаги, Культура справедливых отношений

  • Машин В.А. Культура безопасности и система сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня. Электрические станции, 2012. № 8. С. 20-28. Статья

    В связи с внедрением на атомных станциях Концерна "Росэнергоатом" корпоративной системы сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня, проанализирована роль этой системы с позиций современных тенденций в развитии концепции культуры безопасности. Показана ее тесная связь с культурой предоставления сообщений и культурой обучения. Рассмотрены важнейшие факторы, влияющие на эффективность систем добровольного предоставления сообщения. Особое внимание уделяется формированию среды справедливых отношений в организациях.
    Ключевые слова: культура безопасности, культура предоставления сообщений, культура справедливых отношений, система учета событий низкого уровня.

  • Машин В.А. О нарушениях в работе атомных станций, обусловленных человеческим фактором. Электрические станции, 2012. № 3. С. 9-15. Cтатья

    Рассмотрен метод психологического анализа причин неправильных действий персонала, представленный в "Методических указаниях по анализу причин нарушений в работе атомных станций" (РД ЭО 0095-2004). Проанализированы типология неправильных действий и классификатор коренных причин ошибок персонала. Сформулированы рекомендации к совершенствованию метода психологического анализа причин неправильных действий персонала.
    Ключевые слова: анализ причин нарушений, человеческий фактор, типы ошибок, источники и причины неверных действий персонала

  • Машин В.А. Метод психологического анализа причин неправильных действий персонала. Аналитический обзор. Доклад для семинара "Работа психолога в комиссии по расследованию нарушений в работе АС, связанных с неправильными действиями персонала", 14.02-17.02.2012. ЦИПК, г. Обнинск. Презентация

    Используя современные подходы проанализирован метод психологического анализа причин неправильных действий персонала, представленный в "Методических указаниях по анализу причин нарушений в работе атомных станций" (РД ЭО 0095-2004). Проанализированы типология неправильных действий и классификатор коренных причин ошибок персонала. Сформулированы рекомендации к совершенствованию метода психологического анализа причин неправильных действий персонала. Представлены примеры классификаций и причин неверных действий с позиций современных подходов в этой области.
    Ключевые слова: анализ причин нарушений, человеческий фактор, типы ошибок, источники и причины неверных действий персонала

  • Машин В.А. Человеческий фактор. Оптимизация работы команды (Базовый курс, 2011) Оглавление

    Основные характеристики группы, влияющие на эффективность и безопасность эксплуатации и технического обслуживания АЭС.

  • Машин В.А. Человеческий фактор. Вводный курс (2011). Оглавление

    Основные характеристики человека, влияющие на эффективность и безопасность оперативной деятельности.

  • Кодекс профессиональной этики персонала BNPP (Руководитель проекта - Машин В.А., 2011). Оглавление

    Кодекс профессиональной этики персонала разработан с целью формирования организационной культуры, обеспечивающей надежность и эффективность эксплуатации АЭС "Бушер".

  • Притчи. Ценности и нормы поведения в народной мудрости (Составитель - Машин В.А., 2011). Содержание

    Приложение к "Кодексу профессиональной этики персонала BNPP".

  • Машин В.А. Кросс-культурные особенности иранских специалистов. 2011. Рекомендации для российских специалистов

    Перечислены основные ценности, культурные особенности поведения, которые необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с иранскими специалистами.

  • Машин В.А. Общая процедура оценки сплоченности персонала (2011). Основные принципы

    Дано определение групповой сплоченности. Рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на групповую сплоченность, внешние критерии групповой сплоченности и методы их оценки.

  • Машин В.А. Оценка тестовых процедур, применяемых при работе с персоналом (2010). Презентация для семинара

    Рассмотрены основные психометрические требования к тестовым процедурам: репрезентативность, надежность, валидность, дискриминативность. Описаны факторы, влияющие на валидность и надежность тестовых процедур. Особое внимание уделено типам надежности и валидности, контроль которых наиболее важен при работе с персоналом. Приведены примеры методов для оценки надежности и валидности тестовых процедур.

  • Машин В.А. Система психологического обеспечения для предприятий атомной энергетики: Отбор (2010). Презентация для семинара

    Представлена структура психологического отбора персонала, которая включает в себя оценку 4 важнейших сфер (или сквозных компетенций): (1) личностной сферы (мотивации, отношений, ценностей), (2) когнитивной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления), (3) физиологической сферы (функционального состояния, психоэмоциональной устойчивости), (4) сферы командного взаимодействия (работы в группе, лидерских качеств). Для подготовки заключения по результатам обследований разработан алгоритм кадрового решения. Процесс психологического отбора построен на принципах системного и компетентностного подходов.

  • Машин В.А. Метод исследования человеческого фактора при нарушениях и авариях. Ред 2011.01.11. Анализ человеческих ошибок

    Предложен подход к анализу ошибок человека, который развивает следующие концепции: Perceptual Control Theory (Powers W.T., 1973), Model of Information Processing (Hendy K.C., Farrell P.S., 1997), SHEL Model (Edwards E., 1988), Latent Failures Model (Reason J., 1990), The Human Factors Analysis and Classification System - HFACS (Shappell S.A., Wiegmann D.A., 2000), Systematic Error and Risk Analysis - SERA (Hendy K.C., 2003), A Systems Approach to the Investigation of Human Factors in Accidents and Incidents (ICAO, 2000). С помощью данного подхода исследована авария на АЭС Three Mile Island (TMI-2, США, 1979 год).

  • MABP.HFA.exe - Программа для реализации метода исследования человеческого фактора при нарушениях и авариях (Машин В.А., Проект. 2011).

    Скриншот программы MABP.HFA.exe - Описание нарушения и событий.
    Скриншот программы MABP.HFA.exe - Описание опасных действий и условий.
    Скриншот программы MABP.HFA.exe - Создание отчета.

  • Машин В.А. Анализ результатов анкетирования персонала предприятия с целью разработки и внедрения «Кодекса деловой этики». 2009. Оглавление

    В данном документе проанализирована надежность анкеты как инструмента измерения, выполнен статистический анализ обобщенных данных и данных по отдельным категориям работающих в целом по анкете и по каждому пункту анкеты. Результаты анализа позволили выделить наиболее напряженные области в деятельности организации, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении «Кодекса деловой этики».

  • Машин В.А. Методическое руководство по оценке тестовых процедур, применяемых при работе с персоналом. 2008.

    Оглавление

    Содержание

    В данном руководстве главный акцент сделан на практических методах и процедурах достижения и оценки надежности, валидности и дискриминативности тестовых материалов, применяемых в отборе и психологическом сопровождении персонала, при определении эффективности его деятельности. При этом теоретические вопросы помогают раскрыть содержание основных психометрических показателей тестовых процедур.

  • Машин В.А. Предложения по разработке психофизиологического обеспечения системы Управления Человеческими Ресурсами АЭС. 2008. Содержание

    Рассмотрены основные задачи, функции, методы системы психофизиологического обеспечения управления человеческими ресурсами АЭС, требования к персоналу , помещениям, оборудованию, программному обеспечению.

  • Машин В.А. Руководство по разработке моделей компетенций. 2008. [B] Оглавление

    Данный документ описывает структуру и общую процедуру разработки модели компетенций на основе системного подхода для использования ее в процессах отбора, развития и оценки деятельности персонала. В качестве примера используются компетенции руководителей АЭС, которые включают все уровни, начиная с оперативных менеджеров, контролирующих работу групп или команд, средних менеджеров и старших менеджеров (включая управляющих станцией и соответствующих организаций по обеспечению). Поскольку в атомной индустрии длительное время основной фукс внимания был сосредоточен на технических аспектах деятельности менеджеров, данный документ сознательно фокусируется главным образом на компетенциях управления.
  • Машин В.А. Методическое пособие по проведению структурированных интервью для выявления компетенций и поведенческих индикаторов. 2008. Оглавление

    В данном документе рассмотрены вопросы организации и проведения интервью по получению поведенческих примеров (Д. МакКлелланд), структурированное поведенческое интервью Дж. Дое, представлены вопросы для поведенческого интервью У. Ларсона и банк вопросов, основанных на компетенциях, для проведения структурированного интервью.

  • Машин В.А. Руководство по проведению совещаний с использование Техники Номинальной Группы. 2008. Оглавление

    Данное Руководство включает в себя основные понятия, касающиеся техники номинальной группы, и процедуру проведения совещаний на основе техники номинальной группы (Nominal Group Technique - NGT).

  • Машин В.А. Руководство по применению Техники Репертуарных Решеток для целей ассессмента. 2008. Оглавление

    Данной Руководство включает в себя основные понятия, касающиеся техники репертуарных решеток, процедуру планирования и проведения интервью, методы анализа полученных данных.

  • Машин В.А. Психофизиологическая оценка оперативного, диспетчерского и оперативного ремонтного персонала ОАО «АК «Транснефть». Общие требования. ЛПФО НВУТЦ, 2006. Оглавление

    Описаны общие требования к системе психофизиологического обеспечения персонала ОАО «АК «Транснефть»: цели, задачи, функции. Рассмотрены нормативные, методические, технические и кадровые вопросы организации системы психофизиологического обеспечения персонала ОАО «АК «Транснефть».

  • Машин В.А. Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований персонала: системный подход. 2006. Оглавление
    Методическое руководство

    Настоящий документ описывает общие требования к построению системы психофизиологических обследований персонала с использованием системного и компетентного подходов. Документ предназначен для специалистов, занимающихся вопросами Управления Человеческими Ресурсами, включая профессиональный отбор, ежегодные психологические обследования и подготовка персонала по программам Человеческого Фактора. При этом при построении процедуры профессионального отбора (психофизиологического обследования при приеме на работу) используются принципы компетентного подхода, а ежегодные (плановые) психофизиологические обследования рассмотрены в более широком контексте оценки эффективности деятельности персонала.

  • Машин В.А., Никитин В.П. Концепция культуры безопасности. Человеческий фактор. Электрические станции, 1997, No 4, c. 18-22. Статья

    Рассмотрены центральные положения культуры безопасности АЭС с позиций человеческого фактора. Обосновывается тезис, что достижение высокой культуры безопасности на отечественных АЭС должно опираться на национальные традиции и особенности развития отечественной атомной энергетики. Формулируется необходимость разработки и реализации программ качественной перестройки системы и методов управления АЭС, профессионального развития персонала АЭС, анализа и устранения коренных причин нарушений, связанных с человеческим фактором. В центре внимания культуры безопасности должны находиться, в первую очередь, человеческие ресурсы, персонал, стиль и методы управления персоналом, социально-психологический климат в производственных коллективах. В процесс формирования культуры безопасности должен быть вовлечен весь персонал, включая высший административный уровень.

  • Машин В.А. Компьютеризованные системы поддержки операторов АЭС (Психологические проблемы). Электрические станции, 1995, No 7, с. 2-7. Статья

    С общих позиций безопасности эксплуатации АЭС рассмотрены психологические проблемы, которые возникают при разработке и приложении компьютеризированных систем поддержки операторов на БЩУ АЭС, и возможные негативные последствия при игнорировании этих проблем. Центральное внимание уделяется активным формам операторской деятельности и способам сохранения функций принятия решения за оператором в условиях автоматизированного управления АЭС. Отмечается важность на этапах разработки систем поддержки определить область компетенции человека и автоматики и предусмотреть в проектах условия компенсации перераспределения части задач от оператора к автоматизированным системам.

  • Машин В.А. О психологической проблеме эксплуатации и управления АЭС. Электрические станции, 1994, No 3, с. 36-39. Статья

    В предлагаемой статье с позиций психологического анализа рассмотрены резервы повышения безопасности АЭС, обусловленные "человеческим фактором". На основании результатов исследований, которые проводятся в ЛПФО НВУТЦ, описана модель профессионализации оперативного персонала и те важнейшие для безопасности АЭС психологические изменения, которыми сопровождаются основные стадии профессионального развития оператора. Обосновывается два противоположных направления в развитии профессионала: "нисходящее" и "восходящее". В канву анализа вводятся уровни активности поведения оператора: индивидный ("пассивный") и личностный ("активный"). Доказывается, что только личностные формы активности в условиях АЭС могут обеспечить постоянное саморазвитие оператора, а значит и высокий уровень безопасности, надежности и эффективности его действий. Формулируется система условий для поддержания и развития личностных форм активности операторов на протяжении всего профессионального пути, направленная на обеспечение безопасной, надежной и эффективной эксплуатации АЭС. В заключение статьи представлены предложения о развитии психологического обеспечения эксплуатации АЭС и делается вывод о значительных резервах, которые кроются в решении этой задачи.

  • Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека. Вопросы психологии, 1994, No 3, с. 144-149. Статья

    В статье представлено краткое теоретическое обоснование нового подхода к наполнению конкретным психологическим содержанием понятия о двух уровнях личностной регуляции поведения человека. Основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае активность субъекта вызывается "внешним" нарушением равновесия - субъект реактивен, в другом субъект сам разрушает установившееся равновесие, направляя свою активность на новые отношения, на новые формы взаимодействия. Анализ двух уровней в психической регуляции поведения человека позволил связать их с двумя центральными для психологии понятиями - индивид и личность. Полученные выводы легли в основу теоретических и экспериментальных исследований, которые проводятся на базе лаборатории психофизиологических обследований Нововоронежского учебно-тренировочного центра подготовки персонала АЭС.

  • Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (На материале деятельности операторов АЭС). Диссертация кандидата психологических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии. М., 1994, 170 с.



  • Машин В.А. Методическое пособие "Общие вопросы организации и проведения психофизиологических обследований персонала АЭС". ЛПФО НВУТЦ, 1991. Оглавление

    В данном Пособии рассмотрены методологические и методические вопросы организации и проведения психофизиологических обследований персонала АЭС.


    [ Статьи по ВСР ] [ Диагностический инструментарий ] [ Литература по ВСР ] [ Об авторе ] [ Песни ] [ Фотоальбомы ] [ Стихи для внучек ]

    ©2001-2017 Владимир Машин